

Защита от угроз цифрового мира: что такое кибербезопасность.
Интернет упростил работу и жизнь. Но также стал источником опасности для всех, кто им пользуется. Разбираемся, какие угрозы в нём для компаний и людей и как им противостоять.
Что такое кибербезопасность?
Развитие цифровых технологий привело к появлению большого количества цифровых угроз в интернете. Например, кража персональных данных пользователей или атаки хакеров на информационные системы компании с целью вывести их из строя.
В ответ на угрозы появилась область знаний, которая занимается разработкой и внедрением технологий защиты информационных систем от них, - кибербезопасность. Специалисты по кибербезопасности изучают преступления и угрозы в цифровой среде и разрабатывают способы противостоять им. Например, ищут уязвимости в корпоративных системах и совершенствуют протоколы шифрования персональных данных пользователей.
Виды угроз.
Угрозы кибербезопасности - это действия злоумышленников, которые они совершают с помощью интернета и программных средств. Перечислим основные виды:
- Вредоносное ПО
Программы, которые могут вывести из строя систему на устройстве пользователя, повредить или украсть данные. Киберпреступники создают такое ПО и распространяют в виде файлов, например по электронной почте. Пользователь скачивает файл и устанавливает программу на своё устройство.
Как действует вредоносное ПО:
Вирусы проникают в системы компьютеров, смартфонов и IoT-устройств и распространяются по ним, копируя свой программный код. Они потребляют ресурсы системы и нарушают её целостность, что приводит к ошибкам, например удалению файлов, нарушению структуры хранения данных или блокировке пользователей. Вирусы также могут использовать ресурсы системы, например, для DDos-атак или майнинга - создания структур, которые обеспечивают работу криптовалютных платформ. Для этого нужно проводить сложные вычисления. Злоумышленник использует мощности устройств своих жертв, а сам получает вознаграждение за майнинг.
Троянцы, или троянские программы, собирают данные или повреждают их.
Шпионские программы отслеживают действия пользователя, чтобы использовать эти данные в своих целях. Например, перехватив данные карты и пароли от аккаунтов, преступники могут украсть деньги со счетов.
Программы-вымогатели зашифровывают данные на устройстве пользователя, а преступники требуют выкуп за их расшифровку.
- Фишинг
Пользователь получает электронное письмо с промокодом на скидку от интернет-магазина, на рассылку которого он подписан. По ссылке из письма он попадает на сайт, заходит в личный кабинет, выбирает товары из избранного, оформляет заказ и вводит данные карты. Данные карты получают злоумышленники, потому что письмо и сайт, на который оно привело, скопированы с реального. Такая атака на данные пользователя в интернете называется "фишинг".
- "Человек посередине"
Суть атак типа "человек посередине" (на англ. Man-in-the-middle, или MITM) в том, что злоумышленник внедряется в подключение или канал связи, например в Wi-Fi-соединение, и перехватывает трафик пользователей.
Например, злоумышленник может перехватывать сообщения, которые пользователь отправляет родным, друзьям и коллегам, и менять их. Или преступник может подключиться к сайту с безопасным соединением и отправить в браузер поддельный сертификат безопасности. Тогда соединение пользователя с сайтом будет небезопасным, а данные перехватит "человек посередине".
- "Отказ в обслуживании"
К этому виду угроз относятся, например, DoS и DDoS-атаки. Преступник или преступники отправляют большое количество запросов к системе, например заходят на сайт и регистрируются на мероприятие. Если количество запросов превысит пропускную способность системы, она перестанет работать. Такая атака может вывести из строя сайт, приложение, программное обеспечение компании и повредить инфраструктуру системы.
Как защититься от кибератак?
Противостоять киберугрозам помогают технологии защиты информации, например антивирусные программы, криптографические методы шифрования данных, брандмауэры и программы для выявления подозрительной активности вроде EDR и IDS-систем.
Пользователи могут защитить свои персональные данные от киберугроз в сети интернет, если будут соблюдать правила кибербезопасности. Перечислим основные:
- Использовать разные и сложные пароли для аккаунтов и устройств. Сложными считаются пароли, которые состоят из букв, цифр и знаков препинания. Их тяжело угадать, а подбирать - долго;
- Включить двухфакторную аутентификацию для доступа к аккаунтам;
- Использовать лицензионные антивирусные программы и регулярно запускать сканирование устройства;
- Не переходить по подозрительным ссылкам на веб-страницах и не скачивать файлы из непроверенных интернет-ресурсов, электронных писем или сообщений в мессенджере от незнакомых отправителей;
- Не переходить по ссылкам из SMS-сообщений, которые пришли без запроса. Например, SMS-сообщение со ссылкой для восстановления доступа к аккаунту на сайте или соцсети;
- Проверять адрес отправителя электронного письма, прежде чем переходить по ссылкам из него, чтобы не стать жертвой фишинга;
- Отключать Bluetooth, когда он не используется. Не принимать запросы на подключение от незнакомых людей;
- Настроить резервное копирование данных, чтобы восстановить их в случае пропажи;
- Не игнорировать доступные обновления систем и браузеров. В них обычно исправляют обнаруженные проблемы кибербезопасности.